Основные понятия проектирования.

Бурное развитие проектирования, выделение его в особый вид профессиональной деятельности привело к развитию особой проектной культуры, проектной терминологии, проектного языка, причем нередко начинающие проектировщики усваивают сначала именно поверхностные, видимые признаки проектной культуры, и лишь потом начинают мыслить и действовать, как проектировщики. Это мы в полной мере наблюдаем и в сфере отечественного образования, где в последние годы появилось ярко выраженная мода на проектную терминологию, но пока зачастую без существенного развития реальной практики проектирования. Первоначально основной сферой применения проектирования была сфера материального производства, строительства, архитектуры. Образ инженера, задумавшегося о чем-то у чертежной доски, прочно вошел в общественное сознание. Создавая проекты новых производств, проектировщики и дизайнеры не могли в середине двадцатого столетия игнорировать особенности и запросы тех людей, которые будут работать на этих производствах, обслуживать сложные человеко-машинные системы. Таким образом, от технического (по преимуществу) проектирования начал осуществляться переход к проектированию социотехническому, учитывающему, наряду с технико-технологическими и экономическими факторами, также и факторы социальные, психологические, человеческие.
Слово «проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала XVIII в. и восходящего к латинскому projectus, означавшему «вытягивание», «вытянутое положение». В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта.
В широком смысле слова проектом называют все, что задумывается или планируется. Словари современного русского языка толкyют «проектирование» как действие по одному из значений слова «проект» - разработанный план сооружения, постройки, изготовления или реконструкции чего-либо.
В технической отрасли знаний проектирование традиционно понимается как подготовительный этап производственной деятельности. Оно предназначено для решения актуальной технической проблемы, основу которого составляет изобретение; содержание проекта определяется ценностными ориентациями; в процессе проектирования моделируется некоторый объект действительности; итоговый проект приспособлен к массовому производству (тиражированию) (М. Азимов, Л.Б. Алчер, В. Гаспарский, Дж. Джонс, Я. Дитрих, П. Хилл и др.). « Проектирование в общем виде - деятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации. Первый момент подчеркивает идеальный характер действия и его нацеленность на появление (обра¬зование) чего-либо в будущем. Второй - развертывание взаимосвязанных процессов идеального промысливания и реализации - показывает, что эта деятельность основывается на реальных имеющих место процессах и связана с переходом от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего» (Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков). Социальное проектирование - это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. К ним можно отнести, например, проект ресоциализации матерей одиночек в макро- и микросообществе, проект социальной поддержки престарелых людей, поддержки семей групп риска, проекты по развитию разных форм социального партнерства и т.д. Понятие проектирования в образовании стало активно разрабатываться в конце 80-х годов ХХ в. и первоначально было связано с разработкой и проведением организационно-деятельностных игр в сфере образования (Н.Г. Алексеев, Г.П. Щедровицкий, Ю.В. Громыко, С.И. Краснов и др.). Педагогическое проектирование выступает как вид социального, т.е. это деятельность по созданию и реализации проектов преобразования и развития образовательной среды. В этом случае мы можем говорить о проектах новых образовательных технологий, систем внутришкольного управления, моделей урока, систем воспитательной работы и т.д.

Мы убеждены, что педагогическое проектирование не может и не должно быть чем-то принципиально иным по отношению к классическому проектированию в технических науках. Тем не менее, существуют расхождения в его толковании, и значительные несоответствия в педагогических и классических определениях данного термина, что до сих пор приводит к спорам о правомерности его использования в контексте педагогики.
Исследователи по-разному определяют педагогическое проектирование:
• это процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний и технологий образования, способов и технологий педагогическойдеятельности и мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко);
• это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (В.С. Безрукова);
• это содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, осуществляемой на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов);
• это многошаговое планирование (В.П. Беспалько);
• это ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической действительности (О.Г. Прикот);
• это целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы. (Н.О. Яковлева). Таким образом, общее для всех проектов в образовании - их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени. Важно отметить, что педагогический проект - достаточно сложная система преобразований. Замысел проекта и способ его реализации зависит от субъективных факторов человеческой деятельности, а именно:
• от понимания автором педагогических целей и задач;
• от позиции педагога в поиске условий для их достижения;
• от ценностных ориентаций, потребностей, мотивов и отношений людей, включенных в процесс педагогического взаимодействия.

 

 

 

 

В разделе представлено огромное количество обоев различной тематики. Все обои имеют разные размеры.
Суперобои для рабочего стола
В раздел  входят более 4500 иконок, разбитых на категории. Каждая иконка имеет демо-версию. Для загрузки иконки, нужно просто кликнуть по ней.
Более 4500 иконок
Данный проект содержим колоссальное количество развлекательных и образовательных материалов. Так же, на новом сайте собраны более 10.000 кулинарных рецептов разбитых на тематические категории.
Отдохни и развлекись
Если на нашем сайте нет того, что Вы ищете, зайдите в этот раздел, там может быть то, что Вам нужно...
Большой каталог сайтов
Архив программ для веб-мастера и не только, различные редакторы, утилиты и просто интересные программы...
Много полезных программ
Просто веселые смайлики
Живые смайлики
Различные толкования имен, отчеств. Именины, крестины и многое другое....
Что значит имя твоё!?
Приколы
Хохмодром
Коллекция банеров
Прикольные SMS
X Java
Автосайт - Формула-1
Авторские права на предоставленный материал принадлежат:
С.М. Оберемок
Н.Н. Лебедевой
Сайт управляется системой uCoz