Автор: С.М. Оберемон, И.В. Верезубоеа
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является создание модели интеграции воспитанников
детских домов в интеллектуальное и коммуникативное пространство
городского сообщества церез систему познавательных игр.
Данный проект необходим не только воспитанникам детских домов,
но и городу в целом, так как позволит решить определенный круг
социальных проблем, связанных с детством. В результате реализации
проекта педагоги города получат достаточно простую технологию
повышения познавательной активности школьников,развития способностей
к сотрудничеству, взаимопониманию, а воспитанники детских домов
- социальные навыки, позволяющих успешно адаптироваться к жизни
и интегрироваться в общество.
Проект будет реализовываться через обучение педагогов и вовлечение
детей в систему групповых интеллектуальных игр. Выполнять проект
будут специалисты, владеющие интерактивными способами обучения
взрослых и детей и обладающие высокой компетентностью в области
обучения педагогов личностно-ориентированным технологиям взаимодействия
взрослого и ребенка, а также в области организации интеллектуальных
игр. Всет в проект будет вовлечено 40 педагогов и более 400 воспитанников
детских домов. Длительность проекта 4 месяца.
Общая стоимость проекта 174479,41 руб., запрашиваемая сумма по
гранту 73888,56 руб.
Описание организации
РФ по развитию образования «Сообщество» и филиал «Новосибирский»
созданы в ноябре 1998 г. Одной из целей организации является содействие
развитию и распространению высококачественных образовательных
программ и технологий, ориентированных на индиви¬дуальное раскрытие
и развитие детей.
Для достижения уставных целей фонд осуществляет такие виды деятельности,
как подготовка и переподготовка педагогических кадров, проведение
семинаров и конференций по вопросам образования, а также организация
и проведение олимпиад, конкурсов, соревнований среди педагогов,
студентов, школьников и родителей.
Фонд имеет четырехлетний опыт работы по апробации и реализации
комплексной образовательной программы, ориентированной на ребенка
«Сообщество» (ранее «Шаг за шагом»). Программа участвовала в реформировании
российского образования и в данный момент является гуманистической
вариативной государственной образовательной программой. Деятельность
фонда заключалась в организации и проведени обучающих семинаров,
тренингов, конкурсов, смотров, конференций, выпуске методических
пособий, периодической газеты для педагогов дошкольных ОУ и учителей
младших классов. Естественным развитием программы «Сообщество»
явился ее перенос и адаптация филиалом «Новосибирский» к условиям
детских домов. С февраля 1999 г. по январь 2000 г. тренеры филиала
провели работу с 70 педагогами, работающими с воспитанниками детских
домов из 13 учреждений города и области. Целью проекта было освоение
педагогами основных идей и методов личностно-ориентированной педагогики
и использование их в повседневной работе, что существенным образом
сказывается на социализации детей-сирот. Одним из результатов
проекта является организация учебно-методического центра, оснащенного
оргтехникой, необходимой для организации различных видов обучения
и учебной аудитории на 30-40 человек. Учебный центр находится
по адресу: пр. К. Маркса, 21.
Одним из направлений деятельности филиала «Новосибирский» на ближайшие
два года будет являться поиск средств и организация деятельности,
способствующей интеграции и успешной социальной адаптации воспитанников
детских домов в общественную жизнь города и области.
Постановка проблемы
В настоящее время в Новосибирском регионе сохраняется тенденция
к увепичению детей-сирот и сейчас их количество превышает 3.500
чело¬век. В городе Новосибирске на данный момент открыто 15 массовых
детских домов и 5 домов семейного типа, в которых живут 1033 и
40 детей-сирот соответственно. Как показал наш опыт, слабая мето¬дическая
подготовка педагогов детских домов ограничивает возможности использования
имеющихся у них ресурсов для создания полноценных условий для
жизни, общения, интеграции в социум детей в учреждениях такого
типа. Кроме этого, учреждения подобного типа являются достаточно
закрытыми для проникновения информации в целом и передового педагогического
опыта в частности. В силу этого, в них все еще воспроизводятся
устаревшие идеи и авторитарные модели воспитания, которые не соответствуют
современным требованиям и не способствуют социальной адаптации
и интеграции воспитанников детских домов.
Исследования психологов показали, что у детей, попадающих в детские
дома, нарушается глубинный сценарий, определяющий всю дальнейшую
жизнь ребенка. По мнению исследователей этой проблемы, этот сценарий
может быть обозначен как сценарий «агрессивного неудачника». Эта
агрессия принимает либо внутренний характер и тогда выражается
в самоуничтожении (алкоголизм, наркомания, проституция, депрессия,
попытки суицида), либо это агрессия по отношению к сверстникам
и взрослым (хулиганство, воровство и т.д.).
Тенденция к закрытости у самих учреждений такого типа, с одной
стороны, специфические психологические проблемы самих воспитан¬ников,
а также существующие общественные стереотипы восприятия воспитанников
детских домов как изгоев, неготовность общества принимать их как
полноценных и равноправных партнеров по общению и деятельности,
с другой стороны, затрудняют интеграцию и социальную адаптацию
воспитанников детских домов. Все это порождает социальную напряженность
и определенные проблемы.
Мы понимаем, что в массовом детском доме очень сложно создать
подлинно семейную атмосферу, но мы верим, что можно изменить сложившуюся
там практику воспитания в сторону открытости и демократичности.
Мы знаем, что системные изменения происходят очень медленно и
требуют специальных усилий. Наш опыт работы показал, что педагоги,
задействованные в проекте, пока еще не могут работать самостоятельно
и нуждаются в дополнительном обучении и поддержке.
Кроме этого, проведенная добровольно филиалом «Новосибирский»
работа по изучению потребностей педагогов в освоении конкретных
передовых методов интеграции воспитанников детских домов, обнаружила
большой интерес и готовность педагогов к освоению методик проведения
познавательных игр и программ для школьников, которые становятся
все более популярными в нашем городе. А добровольно проведенная
работа по включению воспитанников детских домов в заочный конкурс
интеллектуалов, проведенный на страницах газеты
«Интеллект-клуб» № 6 и 7 за 2000 г., выявила большой интерес и
потенциал детей. Ряд воспитанников стали победителями этого конкурса
и получили призы. Газета ежемесячно издается сотрудниками лаборатории
интеллектуальных игр Городского центра развития образования на
добровольные пожертвования.
Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту, группа педагогов
сможет освоить новые идеи и методы, а их воспитанники смогут освоить
новые социальные навыки для того, чтобы успешно интегрироваться
в социальную жизнь города.
Цель проекта
Создание модели интеграции воспитанников детских домов в интеллектуальное
и коммуникативное пространство детского сообщества города через
систему познавательных игр и программ
Задачи
• организовать систему из 10 семинаров и 10 тренингов по освоению
педагогами идей и методов организации детских познавательных игр
и программ;
• организовать и провести систему не менее чем из 20 познавательных
игр с воспитанниками детских домов;
• включить воспитанников шести детских домов в систему заочных
игр и конкурсов, регулярно организуемых на страницах газеты «Интеллект-клуб
»;
• включить команды воспитанников из 6 детских домов в систему
городских школьных интелликтуальных игр;
• подготовить и издать методическое пособие тиражом 200 экземпляров
и видеофильм по методике организации и проведения познавательных
игр и программ для интегрированного детского сообщества.
Стратегия достижения поставленных целей
Мировой педагогической практикой доказано, что основным средством
социализации ребенка является игра. В основе предполагаемой
системы работы е персоналом и воспитанниками детских домов лежит
система познавательных игр для школьников, созданная и апробированная
в городе Новосибирске в 1999-2000 гг. Как показывает практика,
групповые познавательные игры позволяют не только развивать интерес
к знаниям, расширять кругозор, но и формируют такие социальные
навыки, как сотрудничество, партнерство, взаимное доверие и открытость,
формируют сообщество, в котором каждый может пережить чувство
успешности и быть признанным. Мы полагаем, что система групповых
познавательных игр позволит сформировать у воспитанников детских
домов умения и навыки, которые позволят им успешнее адаптироваться
к окружающей жизни. Кроме этого, система позволит реально включить
процесс интеграции.
Реализация поставленных задач будет происходить в несколько
ЭТАПОВ.
1 этап- отбор участников программы. В результате предварительной
работы обозначился круг педагогов из 6 детских домов, участвующих
в проекте «Сообщество». Они овладели некоторыми современными передовыми
педагогическими методами и ориентированы на дальнейшие изменения
собственной практики. Кроме этого предполагается отбор участников
проекта из других детских домов. Отбор будет производиться на
основе желания самих педагогов включиться в реализацию предлагаемого
проекта и по результатам собеседования.
Главным критерием при этом будет готовность персонала к открытости
и изменениям (примерный круг вопросов при собеседовании: как вы
понимаете проблему социализации и интеграции воспитанников детских
домов? занимались ли вы ранее этой проблемой, как именно? в чем
на ваш взгляд сильные и слабые стороны работы по этому направлению
в вашем учреждении? каких знаний и умений в работе по этому направлению
вам не хватает? организуются ли в вашем учреждении групповые познавательные
игры? и т.д.).
Вид деятельности |
Специалисты |
Форма |
Место проведения |
Сроки |
2-й этап |
Семинар
для педагогов "Методика организации позновательных
игр и программ для воспитан. детских домов" |
Руководители проекта |
Семинар - тренинг -
36 часов |
УМЦ |
Сентябрь 2000 г. |
Мастер-класс
"Организация групповой позновательной игры" Все
про домашних животных и птиц" в условиях детского дома" |
Руководители проекта |
Два мастер - класса
для 20*2 = 40 педагогов, длительнос. 4 часа , всего 8 часов |
Площадки 2-х детских
домов |
Октябрь - ноябрь 2000
г. |
Консультации
для педагогов, прошедших обучение, обеспечение их пакетом
конкурсных вопросов и заданий |
Руководители проекта |
Консультации каждый
вторник с 16,00 до 18,00, Всего 12 консультации |
УМЦ |
|
Разработка
пакета методических пособий по организации и проведению
игр- тренингов |
Руководители проекта,
эксперты проекта |
Планируется разработать
7 методических пакетов для педагогов детских домов |
УМЦ |
|
3-й
этап |
Самостоятельная
организация педагогами позновательных игр |
Педагоги детских домов
прошедшие обучение |
Групповые игры для воспитанников
11-16 лет |
Площадки детских домов |
Октябрь 2000 г. |
Организация
отборочной игры (отбор 10 команд) |
Руководители проекта,
педагоги детских домов, волонтеры |
Групповая игра , 180
участников 11-16 лет |
Площадка клуба "Дом
на красном" |
Ноябрь 2000 г. |
Организация
участия 10 команд в фестивале "Великие люди России" |
Руководители проекта,
педагоги детских домов, волонтеры |
Групповая игра 600 участников
5-6 классов |
Площадка клуба "Отдых" |
Декабрь 2000 г. |
Участие
в церемонии награждения победителей фестиваля "Великие
люди России" |
Участники проекта, представители
мэрии, вице - президент "Сибирской Ярмарки" |
360 школьников школ
и детских домов |
Помещение "Сибирской
ярмарки" |
Декабрь 2000 г. |
Подготовка
и выпуск методического пособия по организации и проведению
игр с детьми среднего школного возвраста |
Руководители проекта |
Методическое пособие
адресовано педагогам детских домов, общеобразовательных
школ и дополнительного образования |
|
Декабрь 2000 г. |
Создание
учебно-методического фильма "Позновательные игры со
школьниками" |
Привлеченные специалисты,
руководители проекта |
15-минутный фильм -
может использоваться как приложение методическому пособию,
так и самостоятельно |
Площадки детских домов
Площадка клуба "Дом на красном"
Площадка клуба "Отдых"
Помещение "Сибирской ярмарки"
УМЦ |
Ноябрь - Декабрь 2000
г. |
Рабочий план реализации проекта
Сентябрь
01.09-15.09.2000. Собеседования и отбор участников, полyчение
подтверждения от администрации детских домов об участии в проекте,
обсуждение проекта, условиях его реализации, визиты в детские
дома (Место проведения - УМЦ, пр. Маркса, 21).
11.09-I5.09.2000. Закупка расходных материалов для организации
игр внутри детских домов и для проведения мастер-классов.
18.09-23.09.2000. Семинар «Методика организации познавательных
игр и программ с воспитанниками детских домов» (Место проведения
- YMЦ, пр. Маркса, 21).
26.09.2000. Консультации для педагогов (Место проведения - УМЦ,
пр. Маркса, 21).
25.09-29.09.2000. Разработка пакетов вопросов и заданий к играм.
Октябрь
02.10.2000. Мастер-класс. Тема игры "Все про домашних животных
и птиц"(Место проведения - площадка д./дома).
04.I0-06.10.2000. Игра на базе каждого детского дома. Тема «Все
про домашних животных и птиц».
I8.I0-20.10.2000. Игра на базе каждого детского дома. Тема «Все
про травы».
03, 10, 17, 24, 31.10.2000. Консультации для воспитателей детских
домов (Место проведения - УМЦ, пр. Маркса, 21).
09.10-14.I0.2000. Разработка пакетов вопросов и заданий к играм.
16.10-20.10.2000. Разработка сценарного плана учебно-методического
фильма.
09.10-20.10.2000. Организация участия воспитанников детских домов
в заочных конкурсах газеты «Интеллект-клуб».
02.10-06.10.2000. Покупка расходных материалов для проведения
отборочной игры.
04, 05, 06, 18, 19.10.2000. Визиты в детские дома.
Ноябрь
01.11-03.11.2000. Организация игры на базе каждого детского дома.
Тема «Из истории слов и крылатых выражений».
09.11.2000. Мастер-класс на базе д./дома. Тема «Все про кошку».
15.I1-17.1L2000. Организация игр на базе каждого детского дома.
Тема «Все про кошку» (Ответственные - воспитатели и администрация
д./домов) .
29.11.2000. Отборочная игра среди команд детских домов для участия
в городской фестивальной игре. Тема «Великие люди России» (Место
проведения - к.пуб «Дом на красном»).
13.I1-I8.11.2000. Разработка пакета вопросов и заданий к играм.
14,21,28.11.2000. Консультации для воспитателей д/домов (Место
проведения -УМЦ, пр. Маркса, 21). В течение всего месяца работа
над учебно-методическим фильмом.
I3.11-18.11.2000. Закупка расходных материалов и призов для проведения
фестивальной игры и награждения победителей.
OI, 02, О3, 15, 16.11.2000. Визиты в детские дома.
Декабрь
04.12.2000. Организация городской фестивальной игры «Великие
люди России» (Место проведения - клуб «Отдых». Ответственные -
Верезубова, Оберемок, администрация детских домов). 07.12.2000.
Церемония награждения победителей. 08.12-25.I2.2000. Работа над
учебно-методическим пособием.
10.12-19.12.2000. Проведения анкетирования педагогов и детей
детских домов.
19.12.2000. Круглый стол по итогам реализации проекта (Участ¬ники
- руководители проекта, воспитатели детских домов, администра¬ция
детских домов, представители управления образованием мэрии Новосибирска
и ГЦРО).
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить
следующие результаты:
1.40 педагогов из 10 детских домов освоят идеи и методы проведения
. групповых интеллектуальных игр.
2. Более 400 воспитанников детских домов Новосибирска будет включено
в новую познавательно-коммуникативную деятельность, и более 60
из них смогут получить реальный опыт интеграции и сотрудничества
с городским школьным сообществом, включившись в городскую систему
интеллектуальных игр. При этом мы гарантируем переживание чувства
успешности каждым ребенком.
3. Возникнет новая технология интеграции воспитанников детских
домов в общественную жизнь через их совместную интеллектуальную
деятельность со сверстниками из школ города. Мы уверены, что данная
технология будет востребована как в детских домах, школах, учреждениях
дополнительного образования города и Новосибирской области,так
и в регионах, где существуют аналогичные проблемы (например, Красноярский
край, Томская область).
4. Будет выпущено методическое пособие по данной технологии для
педагогов детских домов, образовательных школ, учреждений дополнительного
образования в количестве 200 экземпляров.
5. Новосибирск станет пилотной модельной площадкой по демонстрации
и обучению данной технологии.
6. Технология будет представлена мастер-классом на образовательной
или инвестиционной выставке на Сибирской ярмарке 2001 года.
7. Мы надеемся, что у части общественности произойдет пре¬
одоление стереотипов восприятия воспитанников детских домов и
возможностей их жизненного самоопределения с помощью успешной
их интеграции в общество.
Оценка результатов
Оценка эффективности программы будет проводиться по двум направлениям:
дети и педагоги.
Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будет
оцениваться на семинаре и мастерклассах при помощи анкет для участников
(прилагаются).
Оценка качества практической деятельности при проведении
познавательных игр педагогами в детском доме будет оцениваться
руководителями проекта при непосредственном посещении учреждения.
Оценка включенности детей, их активности, удовлетворенности от
участия в интеллектуальных играх будет отслеживаться через беседы
с детьми, наблюдения за ними во время игры, через просмотр видеоматериалов,
через беседы с воспитателями. Например, по вопросам детей - как,
когда будут еще проходить игры, по высказыванию желания в них
участвовать, можно судить об их включенности, а по вопросам, связанным
с поиском знаний (где и как можно узнать что-либо), можно судить
о внутренней мотивации к познавательной деятельности у детей.
По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей
и администрации детских домов по оценке эффективности проекта
в целом. Анкеты прилагаются.
Дальнейшее финансирование Мы предполагаем, что по окончанию финансирования
данного проекта будет происходить постоянное включение воспитанников
детских домов в городскую систему познавательных игр и программ.
Эта система существует в городе с 1999 г. и финансируется за счет
регулярных вкладов из сферы предпринимательской деятельности.
Обучение педагогов по овладению методами интеграции воспитанников
детских домов в интеллектуальное и коммуникативное пространство
городского детского сообщества через систему позновательных игр
в дальнейшем будет включено в план образовательной деятельности
ГЦРО и осуществляться специалистами творческой лаборатории «Интеллектуальные
игры и программы».
Бюджет
Описание проекта: программа создания модели интеграции в интелектуалное
и коммуникативное пространство воспитанников детских домов в детское
сообщество города через систему познавательных игр. Программа
включает обучение педагогов, разработку обучающих материалов и
организаию групповых позновательных игр для детей.
Комментарий к бюджету
• При организации и проведении познавательных игр на площадках
клубов «Отдых» и«Дом на Красном» будут участвовать волонтеры -
педагоги школ, муниципальных подростковых клубов, организаторы
интеллектуальных игр и программ в творческих лабораториях города
Новосибирска, педагоги детских домов. Всего не менее 20 человек.
• В качестве приложения к бюджету прилагаются резюме на руководителей,
экспертов и тренера проекта, а также должностные обязанности директора
и ассистента.
• Проект методичесого пособия для педагогов, которое будет издано
по результатам реализации проекта: Объем - 48 страниц, тираж -
200 экземпляров.
Структура:
1.Веедение (постановка проблемы).
2. История вопроса.
З.Глава I- описание методики организации познавательных игр и
программ с детьми среднего школьного возраста.
4.Глава 2-«Работа над ошибками» - анализ типичных ошибок,
которые допускают взрослые при подготовке, организации и проведении
интеллектуальных игр со школьниками, рекомен¬дации по предотвращению
ошибок.
5.Глава 3- вопросы, задания и методические рекомендации к программам
по темам: «Все про кошку», «Все про домашних животных и птиц»,
«Великие люди России».
• При съемке учебно-методического фильма продюсерская группа «Рекламист»
часть расходов берет на себя в сумме 5640,00 руб.