;

Великая семья России

Знамя МираМузейГалерея


Главная
Пакт Рериха
Рерих и музыка
Пророчество
Археологическоеобщество и Рерих
Центрально-Азиатская экспедиция
Н.К.Рерих
Е.И.Рерих
Ю.Н.Рерих
С.Н.Рерих
С.Н.Рерих и живопись

Искусство Святослава Рериха - богатейшая симфония красок, образов, тем. Портрет, пейзаж, историческая живопись, бытовой жанр — одинаково близки палитре художника. Он прибегает к символизму, трактуя философскую тематику, и охотно следует традициям реализма, изображая фрагменты человеческих будней. При всём этом, искусство Святослава Рериха на редкость монолитно. Его органическая целостность вытекает из oтношения художника к жизни и искусству, как к одному из высочайших проявлений жизни.

Святослав Рерих - художник-мыслитель. Всестороннее восприятие его искусства возможно только через nocтижение тех философских концепций, которые стимулируют его творчество. Эти концепции вмещают в себя тысячелетнюю культуру Востока н передовые идеи Запада. Духовный мир художника полностью преодолел условные противоречия внешнего рисунка жизни. За этим рисунком Святослав Рерих ощущает общечеловеческую правду прозрения в будущее, правду, заложенную в каждом народе и каждом человеке, в каждой эпохе и каждом дне. (...)

Труд — тема многих произведений художника. В трактовке Святослава Рериха труд явлен творческим, ведущим началом человеческой жизни. (...) В труде человек следует велениям природы и вершит волю всечеловеческой справедливости. Только в труде человек обретает н подлинную красоту - красоту творческого самовыражения. Художник стремиться воплотить её на грани перехода напряжения необходимости в свободу действия.

Сильные, энергичные, гибкие и неутомимые рыбачки нз картины «Дочери моря» в напряжённом труде как бы повторяют вольную морскую стихию. Слитный пульс человека и могучего прибоя преображает усилие в свободный порыв действия. (...)

Мы видим на полотнах художника людей Индии, видим их в труде и на отдыхе, в заботах и радости, видим обыденность их жизни и высокий строй их чувств, видим жизнерадостных детей, цветущую молодость, зрелую мужественность, прекрасное материнство, величавую старость. Bcё это — реальная жизнь большого, умудрённого опытом тысячелетий народа. Святослав Рерих... далёк от простою копирования натуры. (...) Его картины не только черпают из жизни свои сюжеты, но и обладают своим собственным дыханием жизни. Чем это достигается? Прежде всего — любовью к жизни. Картины Святослава Рериха преисполнены любовью к изображаемой натуре, а любовь всегда жизнетворна. Эта большая любовь позволяет художнику видеть натуру так, что в ней отражается его идея, его миропонимание, выдвигающее на первое место высокое назначение жизни. Жизнь, которая всегда остается для художника и высшей реальностью, и высшим искусством, раскрывает ему свои лучшие стороны. Выявляя их в своих картинах, Святослав Рерих умеет убедить, что самое лучшее в жизни и есть самое настоящее.

Реализм Святослава Рериха опирается не только на верность зрительному образу натуры, но и на ту скрытую действительность, которая содержится в её философском, этическом и эстетическом осмыслении. Так бытовая тематика становится утверждением непреходящих ценностей любви, добра и красоты. Это придаёт жанровой живописи Святослава Рериха совершенно своеобразный, торжественно-возвышенный склад. (...) Воссоздавая человеческую каждодневность, художник не строит своих сюжетов на обострении негативных сторон человеческого быта... (...) Чтобы бороться с неприглядностью человеческого быта, утверждает Святослав Рерих, нет необходимости загромождать искусство его отталкивающей натурой. Безобразие способно сойти с плоскости полотна и обрести второе дыхание в реальной человеческой жизни. Поэтому творческая воля художника не допускает на свои полотна те зримые образы, которые он считает подлежащими изгнанию из человеческой повседневности. (...) Определённым жанрам искусства художника сопутствуют и определённые творческие направления. Так, в портрете Святослав Рерих придерживается чисто реалистических принципов.

Его историческая живопись не ставит перед собою задач воссоздания реальных событий прошлого. Для Святослава Рериха оно является средством выразить свой критерий в области становления и борьбы идеалов... (...) Добро и зло меняют свою видимость, но не меняют своей сущности. Художник стремится к выявлению последней.

Не мало места отводит Святослав Рерих в своём творчестве и пейзажу. Тем не менее, мы не можем назвать художника пейзажистом. Даже в чистом, не совмещённым с другими жанрами виде, его пейзаж столь насыщен человеческими эмоциями, человеческой мыслью, что не вмещается в рамки отображения или просто воспевания природы. Пейзаж Святослава Рериха пантеистичен, скорее всего его можно определить как некое духовное единение, сопереживание и сотворчество человека и природы. Поэтому пейзажная живопись художника тоже, в какой-то мере, символична, {...) Переплетение мифологического и жанрового очень показательно для творчества художника. Рядом с достоверными приметами времени и места, он хочет видеть и приметы вечного. (...) Святославу Рериху близка древняя мысль Востока о том. что знание о существовании незнаемого является высшим знанием. (,..)

Две картины Святослава Рериха — «Весна» (1961) и «Тишина» (1963), дополняя друг друга, хорошо передают мысль художника о цикличности бытия, беспредельном его многообразии... «Весна» - на фоне буйных красок и очертаний природы южной Индии, по всей длине полотна растянулась процессия пробудившейся жизни. Впереди дне чёрные козочки. За ними женщина в ярко-синих и лиловых одеждах несёт оранжево-красные цветы. Бегущая за нею собачка оглядывается назад. Женщина тоже знает, что она уже привлекла чьё-то внимание, что в наступившей поре жизни она является звеном, которая притянет к себе следующее. Её лицо, показанное художником в анфас, влечёт манящей улыбкой. Суждённое звено уже не за горами. Из-за ствола дерева... к ней устремляется юноша.

Полным контрастом этой картине, на первый взгляд, может показаться полотно «Тишина». Та же яркая по краскам природа, насыщающая пейзаж всевозможными зеленоватыми оттенками. На горизонте застывшее море, слабое дыхание которого выдают розовые полосы прибоя. Неподвижный, как бы изваянный из глыбы базальта. Черно-лиловый буйвол. На переднем плане слева серый пёс - верный страж покоя. В правом углу прислонившаяся к стволу, скопанная сладкой дрёмой, в полулежащей позе — фигура женщины. Облегающие её ярко-синие с белым ткани покорно повторяют плавные линии расслабленного сном тела. Тишина и покой. (...) Тишина, всегда готовая обернуться восторгом бури.

В этих двух жанровых картинах раскрывается очень характерная для мировоззрения Святослава Рериха философская мысль. В них представлены два различных аспекта бытия - действие и покой. Каждый из них в отдельности доведен художником до столь исчерпывающего и гармоничного завершения, что абсолютно не нуждается в каких-либо дополнениях. Но в совокупности они именно дополняют друг друга своей скрытой смысловой сущностью, именуемой в философии единством многообразия. (...)

Человек и природа одна из основных тем жанровой живописи Святослава Рериха... (...) Нельзя забывать, что Святослав Рерих серьёзно работает в области естественных наук. (...) Одухотворённое единение человека с природой выражено в творчестве Святослава Рериха с такой силой, что уже не только человек без природы, но и природа без человека становятся немыслимы. (...)

Святослав Рерих продолжает одну из древнейших традиций искусства - традицию служения человеческому духу. (...) Бытовая тематика Святослава Рериха не ограничивается задачей — показать, как человек живёт. Не менее важным является для художника вопрос - зачем человек живёт? Святослав Рерих умеет обнажить, это «зачем», убрать со своих полотен ту накипь обыденности, которая зарится занять первое место в человеческой каждодневности. Каждодневность— звенья единой цепи бытия. Обыденность иногда просто досадная, а иногда и очень опасная ржавчина, угрожающая целостности самой цепи. Очистить человеческую каждодневность от ржавчины, показать её во всем блеске радостного ощущения бытия, удержать человеческую душу на постоянном взлёте - всё это на редкость хорошо удаётся Святославу Рериху. (...)

Святослав Рерих, ставя перед собой труднейшую задачу— ввести героику в человеческие будни через обращение к прекрасному — решает её в ключе глубоко продуманного отношения своего творческого «я» к миру и человеку. Поэтому в жанровой живописи Святослава Рериха мы находим не идеализацию человеческой каждодневности, а возвышение смысла человеческой жизни. Раскрывая внутреннее содержание образа или сюжета, художник опирается на жизненную правду высокого смысла человеческою бытия. (...)

Отдельные аспекты человеческой деятельности, отдельные ступени человеческой цивилизации, частные условия человеческой жизни - создали тысячи разных вспомогательных средств, характеризующих человеческий быт. В своей жанровой живописи Святослав Рерих стремится не затмить этими средствами саму суть жизни — вечного предстояния человеческого духа безграничным далям мироздания. Только ли технический прогресс осваивает эти дали и, главное, в какие именно дали может завести технический прогресс, если мы забудем об одухотворенной человеческой красоте, о биении человеческою сердца?

П.Ф.Беликов

Сайт управляется системой uCoz